Должна ли организация выписывать путевые листы при использовании легкового автотранспорта, который зарегистрирован за обществом

8 апреля 2016, Комментарии Комментарии к записи Должна ли организация выписывать путевые листы при использовании легкового автотранспорта, который зарегистрирован за обществом отключены

Судебная практика на уровне Верховного Суда РФ

Ответственность за отсутствие путевого листа

В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, далее — ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях в том числе путевой лист.

Случаи, в которых водитель обязан иметь путевой лист, установлены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ, далее — Устав). Согласно п. 2 ст. 6 Устава, запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Требуется квалифицированная помощь в вопросе оформления путевых листов для легкового автотранспорта? Обращайтесь в юридическое агентство «Раут». Первичная консультация с заключением профессионального юриста — БЕСПЛАТНО!

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Устава), а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (п. 2 ст. 1 Устава).

Под пассажиром (подп. 12 ст. 2 Устава) понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Очевидно, что в случае использования автомобиля для собственных нужд организации договоры с физическими лицами на их перевозку не заключаются.

Однако существует и другое определение пассажира — общеупотребительное для всех участников дорожного движения, содержащееся в п. 1.2 ПДД: пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Таким образом, если применять данное определение, можно сделать вывод, что перевозку пассажиров осуществляет любое юридическое лицо, перевозящее на легковых автомобилях своих сотрудников.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в п. 1 ст. 20 обязывает всех участников дорожного движения соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно этим Правилам (утверждены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), путевой лист служит для фиксации технического состояния транспортного средства (п. 29 Правил); путевыми листами обязан обеспечивать водителей любой субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров (подп. 1 п. 62 Правил).

Согласно п. 2.2 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (также утвержден Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), одним из мероприятий проверки транспортного средства является проверка документации, в т.ч. путевого листа.

Таким образом, отсылая к Правилам, Закон «О безопасности дорожного движения» распространяет обязанность по обеспечению водителей путевыми листами на всех участников дорожного движения, перевозящих пассажиров (в смысле определения, содержащегося в ПДД).

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Соответственно, Минтранс РФ не разделяет субъектов применения разработанных им порядка и реквизитов на осуществляющих коммерческую деятельность (услуги по перевозке) и использующих автотранспорт исключительно для собственных нужд.

Таким образом, из совокупного анализа перечисленных правовых норм можно сделать вывод, что путевой лист используется для фиксации технического состояния транспортного средства, а значит, является важным моментом для обеспечения безопасности дорожного движения. Правила по обеспечению безопасности, в т.ч. по оформлению путевого листа, обязаны соблюдать все участники дорожного движения. Соответственно, логичным будет использовать понятие «пассажир» из ПДД и распространить действие п. 2 ст. 6 Устава на перевозку сотрудников служебными автомобилями, т.к. не только граждане, заключившие договор перевозки, но все лица, перевозимые автотранспортом, нуждаются в обеспечении безопасности.

Суды поддерживают данное мнение

На сегодня существует судебная практика, в том числе на уровне Верховного Суда РФ, согласно которой признается обязательность оформления путевых листов в порядке и форме, которые утверждены

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, в том числе для организаций, эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд:

  • Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529 по делу N А33-12312/2013: «Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок для собственных нужд не исключает обязанность по соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом»;
  • Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2013 N Ф03-6205/2012 по делу N А37-2442/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.04.2013 N ВАС-4279/13): «…оформление путевого листа на соответствующее транспортное средство предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили»;
  • Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012: «обязанность по организации оформления и ведения путевой документации… возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт, в том числе и легковой»;
  • Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012: «…обязанность по организации оформления и ведения путевой документации, а также по организации предрейсовых и послерейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт, в том числе и легковой».

В силу п. п. 9, 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, путевой лист оформляется на день или срок, не превышающий месяца, на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

То есть, исходя из позиции судов, оформление путевого листа обязательно даже в тех организациях, которые используют только легковой автомобильный транспорт и только для собственных нужд.

В то же время имеется решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-161/2013, в котором указано, что если автомобиль используется работником организации для передвижения, а организация не осуществляет деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, то наличие у водителя транспортного средства путевого листа не является обязательным.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации имеются следующие варианты:

  1. отстаивать в суде позицию о том, что наличие путевого листа в данном случае не предусмотрено законодательством;
  2. обеспечить наличие путевых листов у водителей.

 

Также путевые листы являются доказательством использования автомобиля в служебных целях, в части отнесения расходов по ГСМ и з/ч по налогу на прибыль.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Получить бесплатную юридическую консультацию по данному вопросу

Comments are closed.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru