Консалтинг – модно или нужно?

Категория Публикации
14 марта 2014, Комментарии Комментарии к записи Консалтинг – модно или нужно? отключены

Смысл иностранного слова «консалтинг» еще недавно понимали немногие. Было очевидно, что речь идет о какой-то экзотической западной услуге, для нас еще диковинной. Подобное положение вещей объяснялось просто: в период, когда рынок только формировался, конкуренции практически не существовало, а потребность в профессиональных консультантах не особенно ощущалась.

Первопроходцы бизнеса находили людное, популярное место, договаривались с владельцем земли и ставили палатку или ларек, в лучшем случае павильон. Например, на остановке общественного транспорта в людном месте, лет 10–15 назад такой вариант был почти беспроигрышным, поскольку зарекомендовавших себя территорий для массовой торговли можно было пересчитать по пальцам. Чаще всего не возникало и вопросов по поводу выбора грамотной концепции — в силу отсутствия концепций как таковых.

Восемь лет стабильного экономического роста не прошли даром. Многие, из тех, кто начинал с небольшого бизнеса, выросли до серьезного производства, даже имеющих сеть филиалов, охватывающих уже и иные регионы.

Как следствие — значительно увеличивается нагрузка на руководителя. Ему приходится решать совсем иные вопросы. Хорошо, когда все под рукой и одного взгляда на происходящее достаточно, чтобы навести порядок, выявить и решить проблему. Но, как правило, не всегда удается разглядеть, предотвратить и вовремя принять правильное решение.

Необходима консультация по юридическому консалтингу? Спросите специалистов юридического агентства «Раут». Первичная консультация БЕСПЛАТНО!

Среди руководителей проектов существует поговорка: «если ты думаешь, что в твоем проекте нет проблем, значит, ты просто плохо информирован». То же самое можно сказать и про компанию в целом. Компания слишком сложный механизм, и очень сложно добиться, чтобы он работал, как швейцарские часы. Вообще, как правило, когда есть проблемы в операционной деятельности, руководитель и сам понимает, что не все в компании хорошо. Понятно, что если поставили план добиться определенных показателей, а выполнили его на 50%, то при отсутствии катаклизмов – землетрясений и дефолтов, на которые можно списать такой результат – это показатель существования проблем в компании. Или система планирования неправильно устроена, соответственно планы заведомо нереальны, а у персонала нет стимулов трудиться. В этом случае задача не планировать на 50 % меньше, а выстроить работу так, чтобы выполнять планы, которые компания ставит перед собой. Скажем, создать систему управления продажами, адекватную поставленным планам.

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким — либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области.

В широком смысле этого слова консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно — технических и организационно — экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д. Иными словами, консалтинг — это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Когда требуется консалтинг?

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях — отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях обращается за помощью в консалтинговую компанию?

  • Во — первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.
  • Во — вторых, в случаях, когда предприятие, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта, проводит ревизию своей деятельности и затем делает ее результаты достоянием гласности.
  • И, наконец, в — третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта в этом случае носят характер кризис – консалтинга.

Наиболее востребован среди малых и средних предприятий маркетинг (стратегический) консалтинг. Он применяется, в первую очередь, для ревизии маркетинга. Основанием для этого служит падение сбыта, потеря доли рынка, разработка рекламной кампании, недостаточно удовлетворительное положение компании на рынке и т.д. Собственный персонал любой квалификации не в состоянии дать объективную оценку из-за личной заинтересованности в результате. Консультант свободен от общепринятых представлений предприятия, не имеет личных интересов в компании заказчика. Рекомендации консультанта объективны. Экономический эффект получается в виде повышения эффективности маркетингового комплекса (или, соответственно, качества управления). Он может выразиться в увеличении сбыта, сокращении затрат на маркетинг и др. Маркетинг консалтинг применяется при решении сложных и значимых проблем, когда необходимо иметь объективную альтернативную точку зрения; это может быть, например, анализ целесообразности покупки/создания/развития бизнеса и т.п. После консультирования принимается или отклоняется решение о детальной (и дорогостоящей) проработке анализируемого проекта. Консультирование применяется для различных мероприятий, носящих периодический характер, когда требуется высокая квалификация, но держать высокооплачиваемого штатного специалиста нецелесообразно. Стратегический и тактический аудит ставят своей целью достижение предприятием его стратегических и рыночных целей через построение индивидуального эффективного взаимодействия предприятия с рынком.

Надо признать, что компания всегда олицетворяема своим первым лицом. Прибегать к услугам консультантов или нет, и когда надо это сделать, решает руководитель. Для классификации ряда руководителей можно использовать пирамиду американского психолога А.Маслоу.

Итак, руководитель первого (по Маслоу) мотивационного уровня – физиологического. Такому руководителю консультант не нужен в принципе. Этот руководитель – животное, самец в самом положительном смысле, четко понимает «где бабло». И консультант может ему пригодиться только для того, чтобы это бабло было проще и быстрее всего взять, а вовсе не для консультаций.

Руководитель, для которого главное – безопасность. Всего боится, принять решение для него – мука. В силу этих особенностей такой руководитель знает все про свой бизнес лучше всех, начиная от стоимости скрепок и кончая подробнейшим положением бизнеса в регионах, с которыми он работает. И консультант нужен ему только для того, чтобы обнадежить, чтобы был кто-то рядом, кто обоснует и без того оптимальные бессонными ночами выстраданные решения. Должен же кто-то воплотить в презентацию и диаграммы его собственные мысли и показать, что именно это – «то, что нужно»!

Руководитель, озабоченный принадлежностью к группе. О, это так модно – пригласить консультантов! Если ты не можешь сказать, кто консультирует твою компанию из наиболее «продвинутых» авторитетов, то ты не можешь войти в избранный круг! А что там пекут эти консультанты, что за бизнес-технологии пытаются внедрять – не важно, все равно решения принимает сам руководитель или один из доверенных лиц, старых соратников, заработавших доверие еще в смутные 90-е, а то и 80-е годы.

Руководитель, претендующий на первенство. Та же история, но отягощенная идеей лидерства. Такой руководитель может даже выучить новые модные слова, чтобы поразить своих коллег. Могут быть нестандартные решения – например, публично выгнать команду выходцев из компании А и заменить их на выходцев из Б. Или столкнуть консультантов двух групп. Решения опять-таки принимаются с минимальной оглядкой на консервативные или новаторские подходы, которые предлагают консультанты.

И, наконец, «творческий» руководитель. Ему консультанты нужны не для советов, а наоборот. Творческий руководитель вполне самостоятельно «рожает» нестандартные управленческие решения, знакомится с какими-то идеями и понимает, как их применить в своей компании. Однако ему нужны консультанты, которых он в одном варианте использует как полигон проверки на вшивость своих идей, в другом – как собеседников, которые способны более-менее адекватно общаться с ним, а в третьем – как тех, кого он с удовольствием и взаимной пользой обучает практическим бизнес-технологиям.

Как-то один мой знакомый посетовал, — столько дел, ни на что не хватает времени, кручусь как белка в колесе, а бизнес стоит, развития нет…

Правильно, бизнес будет стоять, ведь колесо, в котором крутится бедное животное – тоже стоит на месте. И для того, чтобы оно покатилось, возможно, нужна помощь специалиста извне. Не зря раньше говорили: ладно коли все сам умеешь; не ладно, коли сам все делаешь.

Comments are closed.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru