Прогибаться иль бороться…

Категория Публикации
14 марта 2014, Комментарии Комментарии к записи Прогибаться иль бороться… отключены

Во избежание споров с налоговыми органами налогоплательщикам требуется не только правильно исчислять и своевременно уплачивать налоги, но и податливо нести бремя ответственности за собственные ошибки путем добровольного зачисления сумм штрафных санкций в бюджет.

Именно такой позиции придерживались налогоплательщики еще несколько лет назад. Причин такого поведения было множество, но прежде всего, особенность менталитета советского гражданина: спорить с государством опасно.

Сегодня ситуация изменилась, большинство налогоплательщиков превратилось в активных защитников своих нарушенных прав. Если раньше предприятия были государственными, а после приватизации «общими» либо «ничьими», то в настоящее время большинство компаний являются частными, и, следовательно, заинтересованными в том, что-бы налоговые платежи взимались только в строгом соответствии с нормами налогового законодательства.

На сегодняшний день самым эффективным способом защиты прав налогоплательщиков является разрешение налоговых споров в судах.

2007 год стал непростым для сотрудников Федеральной налоговой службы России. Похоже, в прошлом году судились все, кому только не лень. По всей стране арбитражными судами было рассмотрено около тридцати тысяч судебных дел, в которых стороной по делу являлась та или иная налоговая инспекция.

Требуется квалифицированная помощь в этом вопросе? Обращайтесь в юридическое агентство «Раут». Первичная консультация с заключением профессионального юриста — БЕСПЛАТНО!

Самыми проблемными в этом отношении являются следующие округа: Северо-Западный, Уральский и Западно-Сибирский. В первом насчитывается более 5132 судебных дел, второй и третий немного не дотягивают до планки 5000 разбирательств за год. Лучше обстоят дела в этой сфере у Волго-Вятского округа. Здесь в прошлом году было проведено чуть более тысячи судебных дел.

Согласно данным рейтинга, в 94,2% случаях ответчиком является налоговая инспекция, и только во всех остальных — налогоплательщики. Таким образом, становится очевидным, что в основном претензии адресованы налоговикам — бизнес недоволен тем, как они выполняют свои задачи.

Проанализировав статистику рассмотрения налоговых дел в арбитражных судах, легко сделать вывод: фискальная служба выигрывает случайно. Слишком уж невелик процент побед. Например, по данным Федерального арбитражного суда Московского округа, в первом полугодии 2007 года столичными судами было рассмотрено 2 504 претензии предпринимателей к налоговому ведомству. И 80% решений арбитры вынесли в пользу компаний. Годом ранее предприниматели выиграли 85% дел, а в 2005 году — почти 90%.

Опыт показывает, что в наиболее выгодном положении оказываются те налогоплательщики – организации и физические лица, которые ведут себя в отношениях с налоговыми органами жестко и ни одну обиду не прощают просто так. Нередко даже сами налоговые органы больше уважают ту компанию, которая грамотно и аргументировано может отстаивать свою позицию. Силу любят, силу уважают в нашем обществе.

Читайте также: В каких случаях можно отказать налоговой в предоставлении документов

Однако, некоторые опасения и сомнения сохраняются у налогоплательщиков и по сей день.

Одно из главных сомнений это то, что суд всегда встает на сторону государства. Вместе с тем, статистика за последние пять лет показывает, что заявленных в адрес налоговой исков – в среднем по стране налогоплательщики выигрывают 60%. В крупных городах эта цифра приближается к 80%. Снижение уровня по регионам, возможно, обусловлено отсутствием квалифицированных юридических услуг на местах.

Зачастую налогоплательщики боятся подавать в суд на решение налогового органа полагая, что данный поступок приведет к новой, еще более жесткой проверке. Действующее законодательство содержит ограничения на проведение проверок одного и того же лица в определенный период. Так, статьей 87 Налогового кодекса РФ закреплен принцип однократности проверок – один и тот же налог за один и тот же период не может быть проверен дважды. Есть правда и исключения. Провести проверку повторно по тем же на-логам можно при ликвидации или реорганизации. Указанное также вправе сделать выше-стоящая инспекция в порядке контроля деятельности нижестоящего налогового органа. Но дополнительных штрафов при этом она начислять не вправе.

Безусловно, проверка может проводиться комплексно, по всем налогам, может про-водиться выборочно: сегодня проверили налог на прибыль, завтра пришли по НДС. Следует иметь в виду, что пристальное внимание налогового инспектора к одной фирме будет означать, что у него не хватит времени на проверку других. Нагрузка на налоговых инспекторов до сих пор значительна и она только возрастает. То есть, несмотря на угрожающие предупреждения «запроверять», сделать это очень не просто. Да и скорее всего ваша жалоба о том, что вас буквально «затерроризировали» проверками не останется без внимания.

Не может судебный спор с налоговой и испортить имиджа компании. Скорее наоборот, играет только на его пользу. Действия конкретного чиновника, хотя он и представляет тот или иной государственный орган, запросто могут противоречить проводимой государством политике и основным конституционным принципам. Так что противодействие незаконным действиям государевых людей ведет только к оздоровлению системы и идет на пользу стране, в которой вы живете.

Практика показывает, что те, кто во всем потакает налоговой, с надеждой избежать последующих проверок, получают их снова и снова. Палочную систему никто не отменял. Налоговику гораздо удобнее несколько раз проверить одну и ту же организацию, вынося по результатам каждой проверки решения о привлечении ее к ответственности. Опять же статистика улучшается и эффективность работы налицо.

Гораздо сложнее с тем, который будет не согласен с актом проверки, а потом обжалует решение в суд, да еще чего доброго выиграет его. То есть время будет потрачено, результата никакого, еще и получат судебное решение не в пользу налоговой. О каком улучшении статистики можно говорить. То есть с такой организацией лучше не связываться и необоснованных проверок не проводить.

Не стоит забывать и о внесудебных способах защиты своих прав. Неправомерные действия налоговиков можно обжаловать в вышестоящий орган. Не надо стесняться писать жалобы на явно незаконные действия в надзирающие и контролирующие органы. Чиновник должен четко знать, что за произвол и бездействие с него спросят по всей строгости.

Следует учитывать, что в суде не заявитель должен доказывать, что чиновник не прав, а чиновник – что он прав. Но это не значит, что готовиться к судебным заседаниям вовсе не стоит.

И не забывайте, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Желательно, чтобы юрист и аудитор подключались к проверкам как можно раньше, так как есть множество моментов, которые надо учитывать в ходе самой проверки. Судебный спор – это уже финишная прямая. Несмотря на то, что варианты и способы судебной защиты очень широки, их надо подготовить заранее.

Сделайся только овцой, а волки готовы, говорили в старину. Думаю, не стоит испытывать актуальность этой пословицы на себе.

Comments are closed.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru